Регистрация товарных знаков

 

Что такое товарный знак?

Товарный знак, знак обслуживания, логотип, бренд, товарная марка, торговый знак и т. д. — все эти слова обозначают индивидуальный знак производителя, которым он выделяет свои товары среди аналогичных товаров других производителей.

Товарный знак может быть либо словом (например, слово «Услада» на коробке конфет), либо картинкой, изображением (например, изображение Мистера Мускула на банке с чистящим средством), может быть комбинированным, то есть присутствуют и слово и картинка. Товарный знак также может быть объемным (например, оригинальная бутылка для вина, в данном случае, сама бутылка будет товарным знаком). Товарный знак может быть звуковым, световым. Может охраняться шрифт, которым написаны слова, либо цветовое сочетание и т. д.

Удачный товарный знак становится приносит успех фирме. И уже не нужно добавлять к слову «Ариэль» пояснение «стиральный порошок» или, «Coca-сola» — «газированный напиток».

Знак обслуживания — это то же, что и товарный знак, только применяемый не к товарам, а к услугам (на вывесках, в рекламе и деловых письмах парикмахерских, ресторанов, других фирм, оказывающих какие-либо услуги).

Товарный знак для товара — это то же самое, что лицо для человека, только товарный знак могут украсть (другой производитель начнет проставлять Ваш товарный знак на своих товарах), тем самым нанеся материальный урон Вашему бизнесу.

Процесс регистрации товарного знака

Верный способ защитить свой товарный знак от незаконного использования его третьими лицами, это его регистрация.

Регистрация товарного знака проходит в три стадии:

Первая стадия

Оценка его охраноспособности по законодательству и проведение предварительного поиска на выявление сходных и тождественных товарных знаков. В этой стадии специалист оценивает охраноспособность товарного знака по критериям, указанным в законодательстве.

Не каждый товарный знак может быть зарегистрирован. Например, нельзя зарегистрировать товарный знак, указывающий на вид товара (словосочетание «Молочные продукты» нельзя зарегистрировать, лишив других производителей возможности называть свою продукцию молочной), нельзя зарегистрировать товарный знак, указывающий на качество товара, на место его производства и т. д. Если товарный знак, с которым Вы к нам обратились, охраноспособен, мы подаем его на поиск в Патентное ведомство для выявления сходных товарных знаков.

Даже если Вы его разработали лично и уверены, что такого знака больше ни у кого нет, нельзя исключать возможность наличия сходного товарного знака (по написанию, изображению, цветовой гамме и т. д.).

Специалисты определяют, есть ли в базе данных товарные знаки, сходные с Вашим до степени смешения. Если нет, то переходим ко второй стадии.

Первый этап для регистрации товарного знака предприятия заключается в предоставлении перечня документов в Торгово-промышленную палату Республики Марий Эл для оформления заявки на регистрацию товарного знака:

  • Заявление на имя генерального директора ТПП Республики Марий Эл Дементьева Г.А.
  • Копия Устава предприятия.
  • Справка Госкомстата о коде ОКПО.
  • Свидетельство о регистрации предприятия.
  • Платежное поручение об оплате госпошлины. за подачу заявки на регистрацию товарного знака.
  • Платежное поручение об оплате услуг ТПП Республики Марий Эл.
  • Обозначение, регистрируемое в качестве товарного знака (15 экз. в цветном исполнении, 15 экз. – в черно-белом. Размер обозначения товарного знака должен быть 8 х 8 см).

На первом этапе предприятию необходимо заплатить:

  • Госпошлину в размере 2700 рублей. Назначение платежа – регистрация заявки на регистрацию товарного знака, знака обслуживания (далее – заявка на товарный знак) и принятие решения по результатам формальной экспертизы.
  • За услуги Торгово-промышленной палаты Республики Марий Эл по оформлению заявки на получение товарного знака – 7000 рублей (для членов ТПП РМЭ- 6500 рублей)

Уплату пошлины в Роспатент следует производить на следующие реквизиты:
Получатель: Межрегиональное операционное УФК (Федеральная служба по интеллектуальной собственности)
р/с 40101810500000001901
Банк получателя: ОПЕРУ-1 Банка России г.Москва 701
Кор.счет нет
БИК 044501002 ИНН 7730176088 КПП 773001001
КБК 168 1 15 05020 01 6000 140 код ОКАТО 45268554000
Справочно: код ОКПО 00038971 ОГРН 1047730015200 от 24.06.04<

>

Вторая стадия

Подача заявки в Патентное ведомство на регистрацию товарного знака и ведение делопроизводства.

В этой стадии специалист ТПП РМЭ оформляет заявку в соответствии с требованиями законодательства и подает ее в Патентное ведомство.

Через месяц после подачи заявки из Патентного ведомства приходит уведомление о принятии заявки к рассмотрению по существу. Это означает, что все документы оформлены правильно, пошлина за подачу заявки проплачена и учтена.

Регистрация длится около 1,5 — 2 лет (стандартный срок). В процессе регистрации из Патентного ведомства могут приходить запросы на дополнительные материалы. По окончании рассмотрения заявки по существу, эксперт Патентного ведомства выносит решение о регистрации или об отказе в регистрации товарного знака. Отказ возможен тогда, когда после поиска не сразу была подана заявка на регистрацию товарного знака и в этот промежуток времени (1 день или месяц — разницы нет) была подана заявка другим заявителем с таким же, как у Вас товарным знаком. Поэтому, подавать заявку рекомендуем сразу после положительных результатов поиска.

Если получено решение о регистрации товарного знака, то переходим к заключительной стадии.

Третья стадия

Получение свидетельства. Специалист подает в Патентное ведомство ходатайство о выдаче свидетельства.

После получения свидетельства на товарный знак, Вы становитесь его полноправным владельцем. Вы можете защищать его в суде и требовать от третьих лиц возмещение упущенной выгоды за его незаконное использование. С момента получения свидетельства правообладатель может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы «R» или R в окружности ® либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак», указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации.

Главным требованием поддержки регистрации товарного знака в силе является его использование. То есть, если вы зарегистрировали товарный знак, но он у Вас просто лежит, Вы его не используете ни на продукции, ни в рекламе, то его у Вас могут забрать. Это сделает то лицо, которое будет заинтересовано в Вашем товарном знаке и подаст заявление о его аннулировании.

Регистрация товарного знака действует 10 лет. В течение последнего года регистрации, необходимо подать заявление на продление действия регистрации (если это Вам необходимо). Регистрация будет продлена еще на десять лет.

Если знак не зарегистрирован

Пример 1

Ваша фирма производит какие-либо товары (услуги). Например, кондитерские изделия. На коробках с конфетами производитель пишет их название, например, «Волшебница». Изделия производителя обладают отличным качеством и постепенно становятся популярными среди потребителей. Слово «Волшебница» в данном случае является товарным знаком, по которому потребители отличают конфеты данного производителя от конфет других производителей. Производитель, как это происходит в большинстве случаев, не зарегистрировал свой товарный знак.

В это время — недобросовестный конкурент по производству кондитерских изделий, видя, что Ваши товары пользуются спросом, решает начать производство конфет под таким же названием — «Волшебница». Таким образом, он забирает у Вас часть прибыли (так как потребители, увидев знакомое название хороших конфет, будут покупать не только Ваши, но и его конфеты).

Мало того, данный конкурент может подать слово «Волшебница» на регистрацию в качестве товарного знака в Патентное ведомство. После того, как им будет получено свидетельство на данный товарный знак, Ваш конкурент по Закону о товарных знаках имеет право запретить Вам использование принадлежащего теперь ему на законных основаниях товарного знака «Волшебница», то есть выпуск конфет под данным названием. Чем это Вам грозит, Вы можете предположить сами.

Пример 2

Например, Вы открыли ресторан и назвали его, предположим, «Планета вкуса». Название ресторана не зарегистрировали в качестве знака обслуживания.

Ваше ресторан некоторое время работает, привлекает все новых посетителей, становится популярным. А Ваш конкурент открывает ресторан в другом районе города и называет его аналогично «Планета вкуса». Ваши клиенты, довольные Вашим обслуживанием, сочтут это заведение частью Вашей сети ресторанов.

Таким образом, часть клиентов перейдет в заведение Вашего конкурента. Если обслуживание в его ресторане хуже Вашего, то это будет бросать тень и на Ваш ресторан. Это вторая причина, по которой Вы будете терять клиентов.

Так как ваш знак не зарегистрирован, то вы не сможете запретить Вашему конкуренту использовать название Вашего ресторана на его заведении.

Пример 3

Например, завод производит молоко. На упаковке ставится название «Молоко №1». По замыслу производителя, данное название должно говорить потребителю о том, что это лучшее молоко на рынке продовольствия.

Через некоторое время производитель решит, что необходимо зарегистрировать товарный знак, чтоб это название молока никто не смог использовать на товарах. Но по законодательству, данный товарный знак нельзя зарегистрировать, так как он не обладает охраноспособностью. Дело в том, что первая часть товарного знака «молока» указывает на вид товара, на котором он проставляется, вторая часть — «№ 1» состоит из знака № и цифры 1. Данные символы также не охраняются, так как не обладают различительной способностью. Даже если № 1 написать словами — «номер один» — товарный знак все равно нельзя будет зарегистрировать, так как он носит хвалебный характер, указывает на его превосходство над другими однородными товарами, что прямо запрещено законом.

Таким образом, производитель не сможет зарегистрировать свой уже достаточно известный среди потребителей товарный знак.

Можно привести еще много примеров так называемой потери товарного знака и убытков фирм из-за того, что товарный знак не был вовремя зарегистрирован.

Поэтому мы рекомендуем производителям товаров и услуг своевременно обращаться для регистрации товарных знаков к специалистам ТПП РМЭ. Тел. 42-03-58, 42-04-56.


Возврат к списку услуг